Телескоп NASA впервые уловил свет далекой скалистой планеты

admin 10.05.2012

Космический телескоп NASA Spitzer за всю истортюю работы впервые уловил свет чужой, далекой скалистой планеты, которая расположена в системе 55 Cancri в 41 световом годе от Земли. Это знаменательное событие вполне можно назвать историческим. Источником инфракрасного излучения является объект примерно в два раза больше чем наша планета, а масса превышает земную в 8 раз. земной год на ней равен всего лишь 18 земным часам.

55 Cancri была открыта еще в 2004 году и скоро ее признали непригодной для жизни. Однако ранее никто из телескопов и астрономов не мог увидеть прямое излучение, исходящее от этой планеты. Впрочем, как и от любой другой скалистой экзопланеты.

Отметим, что телескоп Spitzer впервые «увидел» чужую планету в 2005 году – это был горячий юпитер. Его размеры были значительно больше, чем у 55 Cancri e, но, главное, он являлся газовым гигантом. Позднее некоторые телескопы также наблюдали похожие экзопланеты, но ни один не смог уловить свет скалистого мира, наподобие нашей Земли.

Нынешнее прямое наблюдение планеты в инфракрасном диапазоне позволило установить интересные факты о состоянии 55 Cancri e. Так, сторона экзопланеты, обращённая к звезде, разогрета до огромных температур – около 1700 °C. На ночной стороне царит мрак и холод, так как близ планеты отсутствует атмосфера.

Ранее астрономы подсчитали, что одну пятую 55 Cancri e составляют лёгкие элементы и вода. Нынешние данные об экстремально высоких температурах и давлениях наводят учёных на мысль, что вода на экзопланете может быть в состоянии сверхкритической жидкости. На Земле вода в подобном состоянии может образовываться, например, в некоторых паровых двигателях. Вероятно, скалистую 55 Cancri e покрывает «одеяло» из воды в сверхкритическом состоянии и (выше) пара, предполагают учёные в статье, которая вскоре появится в Astrophysical Journal.

«Экзопланета может быть похожа на Нептун, если вы подтащите его поближе к Солнцу и посмотрите, как из-за нагрева выкипит его атмосфера», — сравнивает один из авторов работы Мишэль Гийон (Michaël Gillon) из университета Льежа.

Добавим, что телескоп NASA Spitzer, который обошёлся США в $770 миллионов, был запущен в 2003 году. В 2018 году его «сменит на посту» потомок – инфракрасный космический телескоп Джеймс Вебб (James Webb Space Telescope). Он должен будет снабдить землян новыми данными о 55 Cancri e и других сверхземлях. В отличие от предшественника, он сконструирован конкретно под наблюдение экзопланет. Телескоп Spitzer проектировался для других нужд, но учёные смогли адаптировать его для наблюдения чужих миров.